СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

0_6f4_5e87aaff_XLСтаринное здание Свято-Покровского женского  монастыря укрылось от уличного шума в глубине небольшого двора. Уклад духовной жизни обители не терпит праздной суеты. Ежедневные молитвы за спасение людей требуют от монахинь внутренней сосредоточенности и полной самоотдачи.

Но это совсем не значит, что монастырь отгородился от мирских забот. Молитва монахинь во спасение душ человеческих всегда подкреплялась их добрыми делами. За свою многовековую историю монастырь помог тысячам людей жить по заповедям Христа, выжить в смутные времена, не умереть с голоду.

Первым упоминанием о храме служит указание А.Г. Киркора на постройку в Толочине в 1604 году на средства канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги храма, опубликованное в 3-м томе издания «Живописная Россия» (1882). Сапега построил здесь каменную церковь, «внутри высокую, просторную и благолепную», а также школу. В 1615 году он пожертвовал на эту церковь фундуш: 5 участков земли с 5-ю на ней дворами крестьян в д. Катужино. Православные молились в ней вплоть до 1726 года, когда иноверцами в смутные для Православия времена церковь была упразднена и отторгнута в унию.

Толочинская Свято-Покровская церковь относится к памятникам архитектуры виленского барокко и стоит в одном ряду с такими шедеврами как Софийский собор в Полоцке, костел кармелитов в Глубоком и др. Уникальность этого памятника в том, что в рассматриваемый период в русле позднего виленского барокко была создана практически единственная в Беларуси церковь с двухбашенным фасадом. Монастырь стоит в ряду очень немногих храмовых сооружений, дошедших до наших дней, которые возводились на месте и на основе самых первых в Беларуси православных храмов, не уничтоженных нашими предками под давлением политических обстоятельств. Серьезные обследования храма показали, что он содержит много аутентичных элементов, восходящих ко времени его закладки в XVI веке – части стен, фундамент, двери, система подземных ходов, имеющих оборонительное значение, прихрамовые погребения и др. На их базе в XVIII веке в городе была возведена униатская церковь, ставшая в начале XIX века православным храмом. Монастырю принадлежала деревня Мацеёво и застенок Загородье, а также 112 га земли возле Покровской церкви.

На базе монастырской школы храма по распоряжению императора Николая I начали учиться молодые люди, которым предстояло стать первыми в Беларуси, подготовленными после двухвекового перерыва, православными священниками.

В библиотеке монастыря насчитывались сотни томов. Это была в основном учебная литература религиозного, философского, исторического содержания – словари, учебники, поэтические сборники. Записи о принадлежности книг Толочинскому монастырю за 1788, 1806, 1809, 1811, 1825, 1830, 1833 годы свидетельствуют о регулярном пополнении фондов. Книги изданы в типографиях Вильно, Санкт-Петербурга, Варшавы.

В ночь с 22 на 23 ноября 1812 г. в здании монастырского корпуса останавливался на ночлег Наполеон Бонапарт. Именно здесь, по воспоминаниям его адъютанта генерала французкой армии Армана де Коленкура, Наполеон принял решение уничтожить архивы и эмблемы всех корпусов французской армии.

Французы сожгли Толочин, но монастырь не тронули. Его ограбили подчистую, вывезли в неизвестном направлении церковные реликвии. Судьба их неизвестна по сей день. Сохранилась лишь опись награбленного (1813 г.), в которой просматриваются уникальные материальные и духовные ценности нашего народа, относящиеся к XV-XVI векам. Англичанин Джонстон, проезжая через Толочин на Борисов, записал в своем дневнике: «Ничто не может выглядеть так угрюмо, как скучные и запутанные следы отступления французской армии. Ряды берез, посаженные вдоль дорог, были целиком сожжены, в глубине леса тоже». После этого разорения монастырь так и не смог восстановить свое былое благолепие.

В марте 1834 года святитель Гавриил, Архиепископ Могилевский и Витебский возбуждает перед Могилевским Генерал-губернатором ходатайство об устройстве в местечке Толочин православной грекороссийской церкви. В прошении, в частности, говорилось: «…В местечке Толочине состоит всегда постоянно без перемены этапная команда для провода и содержания арестантов. В команде сей находится Православных обоего пола 79 душ, кои особенно нижние чины ходят для богослужения в приходскую сельскую Реучанскую церковь, отстоящую от м. Толочина за 9 верст. Из присоединенных в марте сего года Толочинской униатской Николаевской церкви фундушевые, деревни Катужино, крестьяне обоего пола 81 душа и причисленные приходом до времени к означенной Реучанской православной церкви, по далекому оной 14-верстовому от д. Катужино расстоянию находят великое затруднение бывать на богослужении в приходской Реучанской церкви исполнять свои духовные обязанности, а потому находят весьма нужным устроить в местечке Толочин православную церковь…».

По истечении    некоторого   времени       Владыка Гавриил возбуждает новое ходатайство перед Могилевским Генерал-губернатором о передаче упраздненного базилианского Толочинского монастыря каменной церкви с церковной утварью в ведомство Православного Епархиального начальства, с разрешением обратить оную в Православную для тамошней этапной команды и новоприсоединенных к Православию церковных деревни Катужино крестьян.

В 1839 г. произошло соединение православных и униатов. Школа, а также корпус перешли во владение православных.

С 1846 по 1850 год в Покровской церкви настоятельствовал Толочинский благочинный 4-го Сенненского округа протоиерей Димитрий Гринкевич.

В 1866 году в Покровской церкви служил благочинный Толочинского округа Лев Данилович Людогоскин. Родился Лев Данилович 18 февраля 1819 года. В 1869 году о нем есть следующие упоминания: имеет камилавку, скуфью, набедренник, бронзовый нательный крест, медаль в память войны 1853-1856 гг. и за усмирение польского мятежа 1863-1864 гг. Умер протоиерей Лев 20 августа 1891 года. Похоронен на кладбище в Толочине по улице Пушкина.

С 1906 по 1917 годы настоятелем Свято-Покровской церкви упоминается протоиерей Дмитрий Иоаннович Забелин, благочинный 4-го Толочинского округа Сенненского уезда.

В 1917 году в церкви служили: священник Николай Песковский, 1875 года рождения, окончил Могилевскую духовную семинарию, рукоположен в 1904 году, награжден скуфьей в 1913 году.

После Великой Отечественной войны настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы и благочинным церквей Толочинского района был Никифор Захарович Абрамов. О патриотической работе церквей области за 1945 год говорится в отчете уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Витебской области за IV квартал 1945 года: «Более значительную работу в этой области провел священник Толочинской церкви Толочинского района, он — же благочинный – Абрамов. Внесено в фонд Красной Армии – 10000 руб., в помощь детям – сиротам – 12000 руб., на заем церковь подписалась на 15000 руб. и причт – на 5000 руб. Славенская церковь того – же района собрала 8000 рублей. Остальные церкви области собрали значительно меньше – от 5000 до 1000 рублей».

С 1993 года настоятелем церкви был назначен священник Алексей Михлюк, сын священника.

В годы советской власти приходу принадлежало только здание храма. Здание монастырского корпуса было отдано военкомату. 28 ноября 1996 года решением Толочинского райисполкома приходу возвращено здание бывшего жилого корпуса монастыря. За приходом закреплена и территория, прилегающая к зданию.

 В 1998 году на должность настоятеля был назначен священник Андрей Волощук, сын священника. С сентября 2000 года по декабрь 2004 года должность настоятеля исполнял священник Александр Лазуко.

С ноября 2004 г. по апрель 2007 г. настоятельницей монастыря была назначена старшая сестра монахиня Фомаида (Стрельникова), с мая 2007 г. по октябрь 2009 г. – старшая сестра монахиня Серафима (Касаева), с ноября по январь 2009 г. – старшая сестра монахиня Манефа (Колачева), с января 2010 г. по апрель 2011 г. настоятельница – старшая сестра монахиня Фомаида (Стрельникова), с мая 2011 г. настоятельница – игумения Анфиса (Любчак).

В 2004 году храм Покрова Пресвятой Богородицы отметил своё четырёхсотлетие. Он на протяжении всей истории существования был действующим. По свидетельству местных жителей церковь действовала в годы Великой Отечественной войны.

10 октября 2004 года по решению Священного Синода Белорусской православной церкви монастырь возрождён и находится в юрисдикции Белорусского Экзархата Русской православной церкви.

13 октября 2006 года монастырь почтил своим визитом митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. «В этом древнем монастыре, который стоит на древней земле, — сказал Владыка, — я хочу передать сестрам старинную икону Воскресения Христова и икону 12 двунадесятых праздников на молитвенную память о посещении». 

Покровская церковь – трехнефовая двухбашенная базилика с двумя сокрестиями. В северо-восточной части здания устроены хоры. Храм обладает отличной акустикой. Главный фасад расчленен на три части. Боковые фасады решены плоскостно. Внешний декор имеет отличительные черты барокко. Цокольная часть главного фасада и верха башен имеют классическую трактовку. В таком виде храм сохранился до наших дней. Сохранившиеся исторические сооружения монастыря – церковь Покрова Пресвятой Богородицы, жилой корпус, здание школы – принадлежат к числу памятников истории и архитектуры Беларуси, а также включены в «Збор помнiкау гiсторыi i культуры» по Витебской области. За ними, как частью монастырского ансамбля, закреплен статус памятников. Храм имеет редчайший в Беларуси каменный иконостас. В XIX веке Покровская церковь в Толочине менее многих других памятников пострадала от перестроек и искажений, грубых реставрационных внедрений, что позволяет говорить об особой ценности церкви и других исторических зданий монастыря.

В тезисах архитектора Колбовича Е. К., назначенного Министерством культуры Республики Беларусь научным руководителем историко-культурной ценности – монастырского комплекса, сделан вывод: «…Свято-Покровский храм является единственным храмом на территории Витебской области, сохранившимся с 1604 г. в своих первоначальных формах. Все конструкции храма и декоративные элементы являются подлинными с начала его создания. Территория и постройки монастыря составляют единый комплекс, сохранилась подлинная ограда и въездная брама, элементы ландшафта. Даже беглое знакомство с историей и архитектурой комплекса позволяет сделать вывод, что по всем составляющим монастырь может быть включен в списки Всемирного наследия».

На перспективу целесообразно восстановление архитектурной целостности Толочинского монастыря вместе с сохранившимся каменным корпусом и школой, воссоздание утраченных построек всего монастырского комплекса. Набирающий силу Свято-Покровский монастырь планирует создание при обители госпиталя, приюта для одиноких стариков, инвалидов.

Толочинская Свято-Покровская женская обитель – это истинно белорусский монастырь, в нем получили отражение перипетии сложнейшей истории края, воплощение духовной, материальной, художественной культуры белорусов. К тому же местность изобиловала целебными источниками.

В результате инженерно-геологических изысканий, под храмом найдены два источника, которые упоминаются в архивных документах еще в 1889 году и которые, если их вывести из-под храма станут живоносными источниками, исцеляющими страждущих.

Свято-Покровский монастырь остро нуждается в восстановлении, требует серьёзной реставрации. Для этого необходимы большие денежные вложения, благотворительная помощь от предпринимателей, частных лиц, широкой общественности, всех тех, кто не только не безразличен к истории, культуре родных мест, но и кто понимает как велика любовь Божией Матери. Из веры, страданий и любви соткана Божественная Сила и могущество Пресвятой Богородицы. Она, Честнейшая Херувим, получила от Господа власть и право понимать, сострадать и любить всех немощных, обременённых тяготами жизни и узами греха. Название города Толочин происходит от слова «толока». Давайте же всем миром, как в старину — толокой возродим уникальный памятник, непреходящую духовную ценность, древнюю святыню – обитель Покрова Пресвятой Богородицы. И Матерь Божия, по нашей вере, умолит Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа спасти души наши.

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла Честным Твоим Омофором.

Число просмотров: (1853)

Перейти к верхней панели